МДОУ «Ряжский детский сад №1»
|
Механизм выявления неблагополучных семей.Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, старшего воспитателя) заполняются карты, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия. К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести: утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническую запущенность; склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; неумеренный аппетит; задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом; чрезмерная потребность в ласке; проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием; проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; трудности в обучении.Признаки физического насилия в семье проявляются: в боязливости ребенка; в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания; в боязни идти домой; в жестоком обращении с животными; в стремлении скрыть причину травм.С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия. Признаки неблагополучия в семье 1. Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц,не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют. 2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде. 3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин. 4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада. 5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода. 6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются. 7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий. 8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании,аморальный образ жизни родителей. При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующего с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия. Алгоритм работы с неблагополучной семьёй Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей). Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной)семьи. Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни. Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий. Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации. Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи. Седьмой этап: составление карты семьи. Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями(образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.) Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй. Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи. Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй. Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи. Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью. Социально-педагогическая работа с различными типами семей 1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, создание банка данных; участие в обследовании условий жижи и воспитания детей; контроль за здоровьем и оздоровлением детей; поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.); работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям; защита интересов опекаемых; законодательное просвещение; практические мероприятия для семьи. 2. Многодетные семьи: содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций; организация благотворительной помощи; рекомендации по организации семейного досуга; профориентационная работа; законодательное просвещение; совместные мероприятия для детей. 3. Неполные семьи: оказание необходимой помощи в получении пособий; психолого-педагогическое консультирование; профилактика асоциально-аморального поведения; организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (благотворительная помощь и др.); законодательное просвещение. Проблемные семьи: изучение динамики развития проблемы семьи; общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье; законодательное просвещение.
5 марта 2020 в 14:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.