МДОУ «Ряжский детский сад №1»

Механизм выявления неблагополучных семей.

 Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего,  воспитателей, старшего воспитателя) заполняются карты, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническую запущенность; склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; неумеренный аппетит; задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом; чрезмерная потребность в ласке; проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;  проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; трудности в обучении.                 

 Признаки физического насилия в семье проявляются:

в боязливости ребенка; в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания; в боязни идти домой;                         в жестоком обращении с животными; в стремлении скрыть причину травм.    

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями  ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

  Признаки неблагополучия в семье

1.    Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде,  неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц,не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

2.    Родители   злоупотребляют   алкоголем,  приходят  в детский сад в нетрезвом виде.

3.   Ребенок приходит из дому со следами     побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

4.    Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.

5.    Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.

6.    Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

7.    При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.

8.    Характер  взаимоотношений  в  семье  наносит вред психическому  здоровью  ребенка:  скандалы, драки, пьяные компании,аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующего с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.    

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,

изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной

(проблемной)семьи.

Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми,

оценка условий их жизни.

Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению

путей совместных действий.

Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

Седьмой этап: составление карты семьи.

Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями(образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.

Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.                         

Социально-педагогическая работа с различными типами семей

1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, создание банка данных; участие в обследовании условий жижи и воспитания детей; контроль за здоровьем и оздоровлением детей; поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.); работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям; защита интересов опекаемых; законодательное просвещение; практические мероприятия для семьи.

2. Многодетные семьи: содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций; организация благотворительной помощи; рекомендации по организации семейного досуга; профориентационная работа; законодательное просвещение; совместные мероприятия для детей.

3. Неполные семьи: оказание необходимой помощи в получении пособий; психолого-педагогическое консультирование; профилактика асоциально-аморального поведения; организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (благотворительная помощь и др.); законодательное просвещение.

Проблемные семьи: изучение динамики развития проблемы семьи; общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье; законодательное просвещение.

 



 

 

 

 

5 марта 2020 в 14:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.