МДОУ «Ряжский детский сад №1»
|
ПРОГРАММА профилактической работы Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ряжский детский сад № 1» с воспитанниками и семьями, находящимися в социально – опасном положении «Семья»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях. Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа педагогов нашего ДОУ в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска". Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие: отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; незнание их интересов и потребностей; политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность; усиление влияния псевдокультуры; неблагоприятные семейно-бытовые отношения; отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям; чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства; "эпидемия" разводов; потеря эмоциональных контактов с детьми.Перевоспитание ребенка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно воспитатель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала. Типы "трудных" семей:
Проблемы родителей;
Этапы работы с семьей:
Цель программы: Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей. Задачи программы: повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений; содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье; коррекция внутрисемейных отношений.Принципы применяемые в работе с семьей: повышение престижа здоровой семьи; повышение активной жизненной позиции; коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная); поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.); социальное партнерство всех служб; изучение и распространение новых технологий; профилактика проблем.Методы: патронаж беседа диагностика консультирование информационность просвещениеТаким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: принимать активное участие в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; уважать право ребенка на собственное мнение; уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.Прогнозируемый результат: Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.
5 марта 2020 в 14:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.