МДОУ «Ряжский детский сад №1»

ПОЛОЖЕНИЕ о работе с неблагополучными семьями

c9a11217dfbfd141d224bfddc7dd9e7e.jpg

ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с неблагополучными семьями

в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Ряжский детский сад № 1»

 

  1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано на основании

-Конвенции ООН о правах ребёнка,

-Конституции Российской Федерации,

-Гражданского кодекса Российской Федерации,

-Семейного кодекса Российской Федерации,

-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

-Федерального закона РФ от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-Устава  МДОУ

 и направлено на раннее выявление семейного неблагополучия и организацию социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, защиты законных прав и интересов несовершеннолетних.

1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность  Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ряжский детский сад № 1» (далее - МДОУ) по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.

1.3. Положение определяет взаимоотношения детского сада с семьями, имеющими несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательной организации, склонным к правонарушениям и антиобщественным действиям.

 

  1. Цели и задачи работы по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.

2.1. Целью деятельности работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации в образовательной организации,  являются изменения неблагоприятной жизненной ситуации с момента выявления до стабилизации жизненной ситуации и устранения причин, поставивших семью в социально опасное положение.

2.2.Основными задачами деятельности детского сада по выявлению и учёту семейного неблагополучия являются:

- выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних;

- оказание социально – психолого – педагогической помощи несовершеннолетним;

- проведение комплексной профилактической работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.

3. Порядок выявления и учета факта семейного неблагополучия.

3.1. Целью учета является своевременное выявление семейного неблагополучия, комплекс профессиональных действий по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обуславливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.

3.2. Источники, сбор и систематизация информации:

- заявления родственников;

- обращения несовершеннолетних;

- информация должностных лиц;

- результаты проведения рейдов;

- результаты рассмотрения материалов на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3.3. Категории семей и детей, относящихся к категории неблагополучных и требующих особого внимания в образовательном учреждении:

- семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия)

- отсутствие связи с  образовательной организацией, невнимание  родителей к воспитанию ребёнка;

- смерть одного из родителей;

- уход отца/ матери из семьи, развод родителей;

- постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями;

- возвращение родителей из мест лишения свободы;

Семьи, находящиеся в социально – опасном положении:

- неисполнение  или ненадлежащее исполнение  родителями, иными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно – гигиенических условий, попустительство вредным привычкам несовершеннолетнего – алкоголизм, наркомания и т.д.)

- злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни;

- вовлечение несовершеннолетних в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.)

- наличие признаков жестокого обращения с несовершеннолетними (признаки физического, психического сексуального и иного насилия) со стороны родителей (законных представителей);

Дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей). Данные подтверждаются документами:

- копия свидетельства о смерти родителей (законных представителей);

- копии решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребёнка без лишения родителей родительских прав, признании их безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлении их  умершими;

- актом организации здравоохранения и органа внутренних дел об оставлении несовершеннолетнего  в организации здравоохранения, актом органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребёнка;

- документами из органов внутренних дел  о розыске родителей и иными документами, предусмотренными законодательством.

3.4. Несовершеннолетние дети «группы риска» относятся к категориям:

- медицинская – имеют хронические заболевания внутренних органов, органов слуха и речи, часто и длительно болеют, стоят на учете у психоневролога, перенесли сложную медицинскую операцию;

- социальная – живут в асоциальных или малообеспеченных, а также неполных семьях, в семьях беженцев или переселенцев,  испытывают пренебрежительное или агрессивное отношение со стороны окружающих, перешли в новую дошкольную образовательную организацию, сменили место жительства, потеряли одного или двух родителей.

3.5. На внутренний учет ставятся несовершеннолетние группы риска:

- находящиеся в социально – опасном положении в связи с неисполнением  или ненадлежащим исполнением  родителями, иными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей, а также семьи, в которых ребёнок оказался в социально – опасном положении в следствии беспризорности  или безнадзорности.

4. Порядок   организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации .

4.1. Руководитель на основании поступившего сообщения от источников, указанных в  п. 3.2, о нарушениях прав несовершеннолетнего, проводит необходимые мероприятия:

- беседы с педагогами (соседями, родственниками, родителями);

- воспитатель посещает семью на дому (составляются акты в соответствии с целями посещения);

- полученная информация рассматривается на заседании педагогического совета для решения о постановки семьи на учет.

- в случае подтверждения семейного неблагополучия осуществляется передача сведений о семье, несовершеннолетнем в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа город Елец.

4.2. Педагогический совет направляет усилия педагогического коллектива, родительской общественности, социально – психологической службы образовательной организации на создание единой системы по работе с семьями находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, а именно:

- выявляет и ставит на внутренний учет семьи, не уделяющие должного внимания воспитанию несовершеннолетних. Решение о постановке на внутренний учет семей или детей принимает  на основании письменного представления классного руководителя, воспитателя, характеристики, акта обследования жилищно – бытовых условий;

- обеспечивает успешную социализацию несовершеннолетних «группы риска», их психологический комфорт, эмоциональное благополучие, защиту их прав;

- разъясняет существующее законодательство, права и обязанности несовершеннолетних и родителей;

- осуществляет профилактическую работу с неблагополучными семьями, не уделяющими должного внимания воспитанию несовершеннолетних. При необходимости ставит вопрос перед соответствующими органами о привлечении таких родителей и иных законных представителей (опекунов, попечителей несовершеннолетних) к ответственности, установленной законодательством;

-  организует и контролирует работу по реализации ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- принимает меры, направленные на получение несовершеннолетними, находящимися в социально – опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам образовательную организацию.

4.3. На несовершеннолетнего (семью), состоящего на внутреннем учете заводится личное дело и составляется план индивидуально – профилактической работы. Результаты выполнения плана индивидуально – профилактической работы заслушиваются на педагогическом совете.

4.4. Профилактическая работа с неблагополучными семьями осуществляется по определенному алгоритму действий:

- индивидуально – профилактическая  работа по предупреждению социально опасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия и снижения количества семей, состоящих на внутреннем учете;

- выработка программы (плана) по осуществлению профилактической работы с неблагополучной семьёй, состоящей на внутреннем учете;

-  анализ работы  семьёй с целью прогнозирования ситуации, планирование деятельности субъектов взаимодействия, принятия мер к родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего.

4.5. Семья находится на учете детского сада то количество времени, которое определяет педагогический совет. Не реже одного раза в месяц (до выравнивания ситуации и принятия решения по этому поводу педагогического совета)  данная семья посещается на дому с составлением акта обследования, ежеквартально – отчет на педагогическом совете.

4.6. Решение о снятии с внутреннего учета несовершеннолетнего или семьи принимается в случае эффективного результата проведённых мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению или полного решения проблемы, которая тала причиной постановки на учет, на основании письменного ходатайства воспитателя.

4.7. Порядок осуществления отдельных полномочий:

- обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии несовершеннолетних их внешний визуальный осмотр;

- при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребёнком, о детях , проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни и здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, организует работу в соответствии с методическими рекомендациями для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения .

-формируют социальный паспорт семьи, проводят анализ положения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

5. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации в образовательной организации.

5.1. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации в образовательной организации предусматривает наличие обязательной документации:

-план работы;

- социальный паспорт семьи, находящейся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации

- акты обследования условий жизни обучающегося, воспитанника и его семьи;

- план индивидуально – профилактической работы с семьёй;

- личные дела детей из семей, состоящих на внутреннем учете;

- отчёт о результатах работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации за год.

 

6. Направления и формы работы с неблагополучной семьей

п/п

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работы с неблагополучной семьей

1

Диагностика семейного

неблагополучия

наблюдения педагогов;

анкетирование детей и родителей;

опросники;

тесты;

тренинги;

анализ документов;

анализ продуктов детского творчества;

составление социально-психологического паспорта семьи;

анализ состояния здоровья детей;

анализ развития.

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье

советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;

консультации педагогов;

индивидуальные беседы;

выход в семью.

3

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей

тренинговые группы;

консультирование;

семейные вечера.

 

4

Профилактика семейного

неблагополучия

родительский всеобуч;

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обобщение, обогащение и осмысление

успешного воспитательного опыта родителей;

семинары для родителей


5 марта 2020 в 14:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.